Детские страхи

detskie_strahi

"Кто не оседлал страха, тот не достигнет своих желаний." Арабская пословица

Что же такое страх?

Страх – это естественная реакция на настоящую или вымышленную опасность. Страх – это эмоция, которая присутствует у каждого человека, будь то взрослый, ребенок или даже умудренный опытом старик. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.

И у каждого из нас, в большей или меньшей степени, есть тот «багаж» страхов, который мы, к сожалению, многие вынесли еще из детского возраста. Те страхи, о наличии которых мы не можем признаться не только окружающим нас близким людям, но порой и самим себе, загоняя их в глубины своего сознания. Мы же взрослые, бояться стыдно. А это не так.

И очень часто, почему-то забывая о собственных страхах, мы относимся легкомысленно к страхам своего ребенка, считая их необоснованными или даже смешными, а для ребенка в данный момент его жизни – это большая проблема или угроза, с которой он без помощи родителей справиться не сможет.

В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. Ребенок эмоционально реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Он одинаково остро может переживать как радость от покупки новой игрушки, так и ощущение боли от укола, через пять минут уже забыв об этом. Но вот со страхами сложнее. Страх - это базовая эмоция, врожденная. Детский страх помогает строить поведение, кроме того, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте и совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка (например, с началом самостоятельной ходьбы). Это естественно, что у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое другое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Некоторые страхи могут закрепится и остаться с ребенком на всю жизнь, вызывая неврозы и даже заболевания. Не будем забывать, что малыш живет в своем собственном мире, где сказочные персонажи реальны, а неодушевленные предметы могут оживать. Именно поэтому ваш ребенок иногда видит угрозу там, где ее совсем нет. Давайте вспомним себя в детстве и отнесемся к детским страхам серьезно.

Страхи вашего малыша можно разделить на две большие группы.

1) Первая группа - страхи, которые имеют вполне реальную причину - например, если его наказывали, закрывая в комнате, он может бояться темноты или замкнутых пространств; если ребенок обжегся, он может бояться огня; испуг, вызванный неожиданно сигналом машины или залаявшей собакой и т.д. В последнее время участились случаи -боязнь клоуна.

2) Вторая группа – страхи фантазийные, порожденные воображением ребенка. Эти страхи сложнее понять взрослому человеку, потому что мир ребенку и взрослому представляется по-разному. Детская фантазия преобразует в пугающие образы самые обыденные предметы и явления. Страхи этого типа особенно заметно проявляются у детей с наследственной предрасположенностью к повышенной эмоциональности и нервности.

У вашего малыша страх могут вызвать даже такие явления:

  • Страх не получить одобрение от значимых для него взрослых- родителей или воспитателей
  • Незнакомая удивительная игрушка
  • Поломка игрушки
  • Плач, крик сверстника, друга
  • Нападение сверстника, друга
  • Приход в детский сад, в какое-то незнакомое место
  • Неуспешность в деятельности
  • Незнакомые звуки
  • Запрет, ругань, крик со стороны взрослого
  • Остаться одному даже в знакомом помещении
  • Появление и приближение взрослых или детей

Одним из свойств страха является заражаемость. Очень часто бывает так, что страх переходит от одного ребенка к другому, или от взрослого к ребенку. Дети эмоционально чувствительны, легко перенимают чужие душевные состояния. Целая группа детского сада может начать реветь, если кто-то заплакал. То же самое со страхами.

Еще важнее родителям же учитывать факторы, способствующие появлению страхов:

    • чрезмерная опека;
    • разговоры взрослых о болезнях и несчастьях, предостережения ребенку;
    • чрезмерная напряженность и непонимание в семье;
    • неуверенность родителей в своих действиях;
    • отсутствие общения со сверстниками.

Как бороться с детскими страхами?

Давайте же попробуем вместе научится справляться со страхами своих детей, а заодно, возможно, уйдут и некоторые наши с вами, взрослые страхи. Далее приведен рекомендуемый список тех действий, которые вы спокойно можете проводить в домашней обстановке, общаясь с ребенком. Естественно, в более усложненной форме, такие занятия будут проводиться с вашими детьми на занятиях психолога в Детском саду.

1. Создание доброжелательной атмосферы в доме, обучение ребенка выражению злости (подавление гнева – одна из основных причин возникновения страхов) сведет детские страхи к минимуму.

2. Не нужно относиться пренебрежительно, если ребенок жалуется, что он чего-то боится. Выслушать спокойно, подбодрить

3. Не нужно зацикливаться на страхе, постоянно о нем говорить, излишне жалеть ребенка. Это только будет способствовать закреплению страха

4. Не «переламывать» его, не вышибать клин клином. Если ребенок боится темноты – не наказывайте его выключенным светом, если боится пустой комнаты – не наказывайте, запирая в пустой комнате. Если боится воды – не кидайте его в воду, чтобы он сам научился плавать. Это стереотип нашего с вами детства. Кроме неврозов и появления новых страхов, эти методы ни к чему не приведут.

5. Когда ребенок чего-то боится- отвлеките его, постарайтесь переключать внимание на приятные для него вещи.

6. Не пугайте детей Бармалеями, Кащеями и страшилищами, которые придут и утащат. Особенно это касается тревожных, эмоциональных детей. Это может привести к тикам или заиканию в какой-нибудь неблагоприятной обстановке. Лучше, напротив, придумать «волшебного помощника», который будет поддерживать ребенка в трудной ситуации, помогать ему бороться со страхами.

7. Необходимо понять, что чувство страха для ребенка – состояние более чем естественное. Ни в коем случае нельзя ругать его за трусость или «глупые выдумки». Фразами «я понимаю, что тебе страшно» или «я знаю, почему тебе страшно» - вы узакониваете переживания ребенка, страх перестает быть чем-то запретным и постыдным. И ребенок чувствует себя нормальным. Именно признание реальности страха помогает в борьбе с ним.

А теперь примеры борьбы с детскими страхами методами Арт-терапии, которые успешно применяются в работе и приветствуются детьми:

1. Рассели свои страхи в домики М.Панфиловой. Будет проводиться на занятиях с психологом.

2. «Нарисуй свой страх». На занятиях, например, будет использована методика, описанная А.И. Захаровым.

В домашних же условиях вы можете использовать любой изобразительный материал, удобный вашему ребенку – пастель, мелки, карандаши, краски медовые или акварель. Любой лист бумаги. Предложите ребенку: нарисовать контур, а затем раскрашивать пастелью. Если страх не имеет контура — темнота, вода, гроза и т.д., то можно сразу рисовать пастелью. В ходе рисования придумывается способ, как понизить степень опасности предмета. Например, поверх чудовища нарисуйте клетку. Или в темноте нарисовать лампу или солнце, которое все дети умеют и любят рисовать. Еще один способ, который понравится вашему малышу, например, нарисованное на листе чудовище он должен сам порвать на куски или смять и выбросить куда угодно, хоть в окно. Это – процедура Избавления от страха.

Или с вашей помощью, страшному чудовищу нарисовать улыбку, украсить его бантами и т.д. И ребенок поймет – а не такое оно и страшное. Вариантов много – главное- ваше понимание и ни в коем случае не смеяться над рисунками ребенка!

3. Лепка страха из пластилина. Этот метод был предложен А.Л.Венгером для коррекции эмоционального состояния детей. Этот способ очень эффективен, когда предмет страха ребенка конкретен (Бармалей, волк, бомба, темнота, вода, клоун).

Для работы вам потребуется коробка разноцветного пластилина.

Вы спрашиваете ребенка, боится ли он чего-нибудь? Выслушиваете ответ. Предлагаете ребенку, как научил вас добрый волшебник, научится не бояться своего страха. Для этого надо слепить свой страх. Важно по ходу лепки желательно эмоционально восхищаться работой ребенка: «Какой у тебя замечательный страх! Ох! Какой ужасный! Я его уже боюсь. Ой, мне страшно! Еще страшнее». После окончания работы обязательно похвалите полученное изделие: «Отлично! Ужасно страшный!», а затем скажите: «А теперь, чтобы этот страх больше никогда и никого не пугал, надо его сломать, уничтожить!» Ребенок сминает в один комок то, что он только что слепил.

По ходу уничтожения, можно говорить, усиливая эффект: «Так ему, так! Сильнее, еще сильнее! Чтобы никогда больше никого не пугал, еще, еще».

После окончания этого процесса вы радостно говорите: «А теперь из этого куска надо слепить что-то очень хорошее». То, что слепит малыш, поставьте на полку.

4. Рассказывание сказок, где есть пугающие персонажи для вашего малыша.

Чтобы изменить отношение ребенка к сказочному персонажу, которого он боится, используются такие методы, как поиск смешного в персонаже или того, за что его можно пожалеть. Например: «Давай подумаем, сколько у Змея Горыныча голов? Три! А сколько в них зубов? А теперь представь, что все заболели! Ну как? Жалко его, бедного».

5. Использование игр, в которых постепенно происходит привыкание к измененным условиям окружающей среды.

6. Внимание!! Только для детей старше 6 лет. Рассказывание страшилок – как способ передачи детям вариантов поведения при встрече с опасностью и тренировку эмоциональных реакций ребенка в момент испуга. Проводится только специалистом-психологом.

И когда ваш ребенок поймет, что не только ему одному страшно, что его папа и мама, такие большие и сильные, тоже могут чего-то бояться, но вместе вы, поддерживая друг друга, справитесь с его страхами, он станет намного увереннее.

Дата публикации: detskie_strahi
Мамам и
папам
Нормативно-правовые документыЛицензия на образовательную деятельностьСвидетельство о гос. аккредитацииДоговор об оказании платных образовательных услугЗаявление на поступлениеЗанятия психолога в минигруппахПрограмма занятий психолога в LEMOLANDПрограмма «Секреты Волшебной Песочной страны»Интересные статьиНаказание ребенкаФизические наказания детейДетские страхиДетские фантазии или ложь?Влияние имени на судьбу ребенкаДетская агрессияГиперактивные дети или дети с СДВГРодительские установкиРазделение обязанностей у детейЯ говорю жизни "Да"!Инициация мужчиныПсихологический тест "Мираж в пустыне"Травмы и ресурсы детейНемного про семейное счастьеПуть к мамеДетские истерики4 цели негативного поведенияАссоциативный тест "Виноградная лоза"Тревожность и застенчивость у детей.Ссоры детей. Позиция и помощь родителей.Почему дети воруют?