Физические наказания детей

fizicheskie_nakazaniya_detei

Использование физического наказания многими родителями называется как самый эффективный метод воспитания. На самом же деле для них он является лишь наиболее простым и удобным способом проявления гнева. И дело тут не в самом гневе. Такие проявления нормальны практически для любого человека. Гораздо важнее уметь сдержать себя в нужный момент, войти в положение ребенка, спокойно указать ему на ошибки и объяснить в чем он неправ, проявить понимание и уважение. Естественно, что такой подход требует значительных усилий со стороны родителей. Хорошим мотиватором в таком случае может оказаться осознание родителями всех отрицательных последствий физического наказания.

Как подобное наказание отражается на ребёнке?

В первую очередь, ребенок научается бояться не самого факта совершения дурного поступка, а наказания за этот поступок со стороны родителей. Ценой естественного страха взрослые могут получить возможность контролировать поведение ребенка на единичный, сиюминутный момент времени. В дальнейшем такой страх может преследовать уже выросшего человека в течение всей его жизни.

Воздействие регулярного и систематического страха к человеку, от которого ребенок полностью зависит и которого очень любит, может создать в его психике так называемый «базовый невроз». Последствия такого невроза могут проявиться в неумении устанавливать близкие и доверительные связи с другими людьми, понижении внутренней самооценки, т. е. в тех сферах, которые напрямую определяют успешность человека в обществе.

Кроме этого, неспособность родителей контролировать свое поведение и гнев приводит к потери ими морального права требовать от ребенка соблюдения социальных норм и правил. Перенося свой гнев на ребенка, родители сами подают ему пример такого неприемлимого и безконтрольного поведения.

Оскорбления и унижения не должны использоваться ни под каким предлогом. Подобные действия только укрепляют в психике ребенка паттерн «права сильного», а эффект от воспитания, как правило, не достигается. Далее, такие дети могут применять это правило по отношению к более слабым сверстникам или животным.

Что касается психологических последствий такого стиля воспитания, то они могут быть чрезвычайно разнообразными. Чем младше ребенок, тем больше вероятность возникновения неврозов, сбоев в психическом и речевом развитии. Возможны появления головных болей. Часто таким детям сложно сосредоточиться на играх или занятиях в школе.

Один из известных американских психологов (Д.Т. Кэмпбелл) указывает на недопустимость телесных наказаний еще и потому, что они дестабилизируют процесс формирования совести у ребенка. При выборе своих поступков, такой ребенок опирается не на здоровое чувство вины, а только на возможность наказания, т. е. на внешний ограничитель его действий. Такое излишнее и неестественное чувство вины вредит нормальному психическому развитию.

Среди других отрицательных сторон физических наказаний можно назвать формирование агрессивного способа взаимодействия с людьми в качестве основного (агрессия — норма, быть агрессивным — хорошо). Став взрослым, ребенок скорее всего перенесет такую модель воспитания и на своих детей.

А что же делать, если обойтись без наказания не получается?

В таком случае, полезно помнить некоторые правила, о которых говорил В.И.Леви, врач-психотерапевт, доктор медицинских и психологических наук:

  • Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Это нужно учитывать при наказании.

  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость.

  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым.

  • Наказания не должны быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными.

  • Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

  • Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

  • Наказание не должно вредить здоровью.

  • За один проступок – одно наказание.

Воспитание без наказаний. Возожно ли?

Навязывание своей воли неизбежно подменяет внутренний контроль ребенка за самим собой на необходимость контроля, исходящего от других людей. Постоянные наказания чрезмерно смягчают ребенка, делают его слабовольным и, зачастую, мстительным. Он не извлекает уроки из последствий своего неподобающего поведения, а стремится к сведению счетов с тем, кто его наказал.

Полезно посчитать, сколько раз в день вы хвалите и поддерживаете ребенка. Если негативные эмоции он получает чаще, чем позитивные — необходимо срочно пересматривать стратегию воспитания. В первую очередь, нужно разобрать самые частые проявления конфликтных ситуаций, заранее продумав различные варианты развития событий, а также свои действия в таких случаях. Как правило, к большинству проблемных ситуаций можно подготовиться заранее (запастись «мотиваторами» или придумать интересную игру, чтобы вместе с ребенком устранить последствия его проделок).

Объяснять можно, наказывать - не стоит.

Тут можно перечислить несколько довольно распространенных советов (пришедших зачастую, из методики Монтессори):

  • Строго потребуйте прекратить действие, если оно вас не устраивает. Чётко скажите, что в вашей семье нельзя так поступать.

  • Вопрос “Почему ты так сделал?” всегда бесполезен. Лучше попросите попробовать починить предмет, если ребёнок специально что-то сломал. Важно, что свои ошибки малыш будет осознавать и самостоятельно устранять (хотя бы пытаться).

  • Ребенку требуется спокойно пояснить - за что его наказывают, без крика и угроз.

  • Поговорите с ребенком о своих чувствах, когда он вас не слушается. Скажите, что таким поведением он очень вас расстраивает.

  • Не стоит говорить о будущем наказании.

  • В качестве наказания лучше всего подходит временное лишение элементов внешней среды: сладостей, видеоигр, подарков, походов в гости и т.п..

  • Малыша можно попросить посидеть в отдельной комнате и подумать о своем поведении. Важно, чтобы ребенок не находился там больше минут, чем ему лет. То есть, ребёнка шести лет можно оставить одного в комнате на шесть минут.

Дата публикации: fizicheskie_nakazaniya_detei
Мамам и
папам
Нормативно-правовые документыЛицензия на образовательную деятельностьСвидетельство о гос. аккредитацииДоговор об оказании платных образовательных услугЗаявление на поступлениеЗанятия психолога в минигруппахПрограмма занятий психолога в LEMOLANDПрограмма «Секреты Волшебной Песочной страны»Интересные статьиНаказание ребенкаФизические наказания детейДетские страхиДетские фантазии или ложь?Влияние имени на судьбу ребенкаДетская агрессияГиперактивные дети или дети с СДВГРодительские установкиРазделение обязанностей у детейЯ говорю жизни "Да"!Инициация мужчиныПсихологический тест "Мираж в пустыне"Травмы и ресурсы детейНемного про семейное счастьеПуть к мамеДетские истерики4 цели негативного поведенияАссоциативный тест "Виноградная лоза"Тревожность и застенчивость у детей.Ссоры детей. Позиция и помощь родителей.Почему дети воруют?