Проблема детского онанизма.

problema_detskogo_onanizma

Детский онанизм: причины и способы избавления.

Очень часто многие родители буквально сразу «хватаются за голову», поймав своего ребенка за теми или манипуляциями с половыми органами. Но всегда ли это признак предрасположенности ребенка к детскому онанизму? Конечно же нет. Если говорить умно, правильно и вкратце, то онанизм – это осознанные действие (какие-либо манипуляции) с половыми органами, направленные на получение удовольствия. Естественно, поймав малыша за таким занятием ни о каком детском онанизме речь идти не может. Это нормальное проявление интереса к своему телу, к его строению. Если же действия целенаправленные, если ребенок действительно занимается онанизмом и у вас нет в этом сомнений, то тут необходимо правильно подойти к ситуации и, что очень важно, не спровоцировать получение психологической травмы. Все действия должны быть направлены на сохранение естественного, нормального отношения нашего сокровища к своему телу, а также на обеспечение его нормальной сексуальности в будущем. Потребность в мастурбации может быть обусловлена и повышенной гиперсексуальностью ребенка или преждевременным психосексуальным развитием.

Необходимо помнить, что ребенок в возрасте 3,5-6 лет находится в фаллической стадии психосексуального развития. И обострение онанизма в этой фазе вполне оправданно. Возраст 6-7 лет, момент поступления в школу и изменения условий жизни ребенка, обуславливает начало более спокойного периода психосексуального развития ребенка – латентный период. На первый план выйдет учеба и социальные контакты и интерес к своему телу и мастурбации угасает. До момента пубертатного периода – периода полового созревания.

Далее вкратце по фазам развития ребенка:

Оральная фаза.

От момента рождения до 1,5 лет — первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.

В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.

Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ отаутоэротизма и объединение объектов отдельных влечений.

Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие— недоверие, зависимость— независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и впоследствии проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.

Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей.

Анальная фаза.

(1,5 — 3,5 года)— второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид.

Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.

В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста — «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).

Фаллическая фаза.

(3.5— 6 лет) — третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы. Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.

Повышение интереса к гениталиям может выражается в начале мастурбации именно в этом возрасте. Главный символ этого периода — мужской половой орган, фаллос, основная задача — половая самоидентификация.

У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс — желание обладать своей матерью. Препятствием желанию является более сильный мужчина — его отец. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные чувства (любовь к матери / ненависть к отцу) преодолеваются, и мальчик подавляет свои сексуальные желания к матери. Одновременно начинается идентификация себя с отцом: подражание интонациям, высказываниям*, перенимание привычек, установок и норм поведения.

У девочки проявляется любовь к отцу — комплекс Электры.

Латентная фаза.

(6 — 12 лет) — четвёртый этап детской сексуальности, характеризующийся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная фаза.

(12) — пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра, создание семьи. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

Распространенные причины детского онанизма и правила поведения родителей.

В первую очередь важно правильно определить причины, по которым ребенок стал заниматься онанизмом. Они могут быть разнообразными и индивидуальными, но есть несколько основных, являющихся первоисточниками:

1. Слишком чувствительные половые органы. В этом случае ребенку достаточно один раз почувствовать какой-либо дискомфорт в трусиках, предпринять попытки устранения его причины, почувствовать приятные ощущения и соответствующие действия могут войти в обычную привычку. Упомянутый дискомфорт могут причинять проблемы с дефекацией и/или мочеиспусканием.

Что делать родителями:

  • следить за здоровьем ребенка и оберегать его от воспалений мочеполовой системы, от болезней, вызывающих непроходимость кишечника;
  • следить за гигиеной интимных мест;
  • приобретать ребенку удобное и свободное белье, а также штаны, шортики и т.д.; не носить узкие джинсы, даже если они жутко модные;
  • систематически проверять наличие глистов. Их личинки, в процессе откладки яиц, вызывают зуд, раздражение и даже жжение, что провоцирует желание почесать, погладить, потрогать соответствующее место; сужение крайней плоти у мальчиков, влагалищные выделения у девочек, различные воспалительные явления, например, молочница, любой дискомфорт в области половых органов.

2. Общая атмосфера и стиль взаимоотношений с родителями. Это психологическая проблема, ведь недостаток родительской любви формирует чувство одиночества, провоцирует постоянное психологическое и физическое напряжение ребенка, и он начинает искать способы разрядки. Кстати, физический контакт родителей и детей, являющийся одним из способов проявления любви, является хорошим способом предупреждения детского онанизма. Ребенку нужно физическое ощущения любви, физическое удовлетворение потребности в ней и он его получит, а вот сам или с нашей помощью – зависит от нас.

Что делать родителями:

  • стараться чаще гладить по голове, обнимать, садить на коленки свое сокровище и т.д., но не стоит гладить интимные места ребенка, а также каким-либо образом раздражать другие эрогенные зоны; покачивать на ноге и сажать ребенка себе на шею;
  • процесс подмывания сделать максимально быстрым и аккуратным, не стоит усердствовать при обмывании половых органов;
  • исключить ситуации, при которых он будет видеть маму / папу в нижнем белье;
  • обязательно исключить возможность увидеть «взрослые отношения»;

3. Переизбыток родительской любви, опеки и внимания. Избегать крайностей - не переусердствовать с нежностями, поцелуями, объятиями. 4. Хроническое напряжение психики. Даже взрослый организм не может постоянно находится в состоянии «полной боевой готовности», а тем более детский. Любому из нас, а нашему сокровищу особенно, хочется радоваться, испытывать приятные эмоции, получать удовольствие. Все это стимулирует к поиску способов и одним из них является детский онанизм.

Что делать родителями:

В этой ситуации сложно «выписать рецепт», ведь причин напряженности детской психики может быть множество. В каких-то семьях слишком строгие родители и хочется буквально сжаться при их виде, стать маленьким, незаметным. Вполне возможно, что маленький человечек находится под давлением одного или нескольких ровесников. Развод родителей также может вызывать напряжение детской психики. Еще одной причиной может являться появление второго ребенка. Первопричин может быть множество и необходимо хорошенько подумать, разобраться и найти одну, но главную. Вполне возможно, что сразу не получится, но пробовать и пытаться стоит, ведь мы стараемся для своего сокровища.

Однако какова бы ни была причина, онанизм - это способ разрядки нервного напряжения. И если вдруг он появился у Вашего ребенка, ищите, где истоки напряжения. Не придавайте онанизму излишнего значения. Это - не что-то из ряда вон выходящее, ломающее жизнь малыша. Поэтому не надо запугивать его. Угрозы Ваши чаще страшнее, чем онанизм. Это они, а не сама патологическая привычка, способны искалечить будущее ребенка.

Как НАДО вести себя родителям с ребенком, занимающимся онанизмом:

  • Найти причину и ликвидировать ее.
  • Не подвергать допросам и осмотрам.
  • Не стыдить, особенно при посторонних лицах.
  • Ни в коем случае не ругать и не запугивать.
  • Пытаться уделить ребенку максимум внимания.
  • Отрегулировать его питание.
  • Давать носить свободную одежду.
  • В режиме дня сделать акцент на водные процедуры, прогулки на свежем воздухе.
  • Создать возможность общения со сверстниками.
  • Любить и понимать!

Как НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, занимающимся онанизмом:

  • Стыдить, подчеркивая его неполноценность. Все время упрекать, что он - плохой.
  • Запугивать.
  • Ругать и подвергать физическим наказаниям.
  • Лишать общения со сверстниками.
  • Ограничивать двигательную активность.
  • Насильственно кормить.
  • Не соблюдать гигиенические мероприятия или чрезмерно соблюдать их.
  • Когда причина онанизма неизвестна, необходимо обратиться к специалистам: урологу и гинекологу, а иногда и к невропатологу.

Способы избавления от вредной привычки.

Многие сексологи не видят ничего плохого и катастрофического в онанизме, но он является привычкой вредной, а она может спровоцировать навязчивое поведение и в последующем вообще выйти из-под контроля. Бороться с нею надо, но аккуратно, постепенно и максимально спокойно.

Берегите психику ребенка. Именно психологические травмы побуждают к поиску средств / способов достижение душевного спокойствия и равновесия, а воспоминания о легком и доступном удовольствии очень быстро станут для ребенка аналогом.

Уделите внимание организации дня. Необходимо максимум времени проводить со своим сокровищем или занять его чем-то. Попробуйте перепланировать свой день, чтобы чаще ходить вместе куда—то, играть вдвоем, а также приобщите его к домашней работе. Очень поможет посещение секций.

В постели надо спать. Чаще всего ребенок занимается онанизмом перед сном. Постарайтесь находится рядом, пока он не заснет, и помогите ему расслабится: погладьте его, спойте колыбельную, расскажите сказку. Также помогут микстуры успокаивающего действия. Постарайтесь приучить к засыпанию на боку или на спине, но ни в коем случае не на животе, ладошки под щечку. Процесс пробуждения должен быть быстрым, не позволяйте долго валяться в кровати. Введите утреннюю зарядку, которая очень хорошо снимет утреннее напряжение.

Исключите провокации. Все действия, все вещи, вызывающие соответствующие ассоциации, должны быть полностью исключены: велосипед, узкие брюки / штаны / шорты, качание на ноге и т.д.

Поговорите с ребенком. Как только вы заметите, что ребенок проявляет интерес к половым различиям, – объясните их ему. При этом помните, что в возрасте 2,5 – 4 лет ребенок не нуждается в подробностях. Просто скажите ему, что органы мочеиспускания у девочек и у мальчиков разные, чтобы в дальнейшем он не проявлял повышенного интереса к этой теме. Если вы этого ему не разъясните, то он сам займется поиском ответов на свои вопросы (которые вслух он может и не задать). Ведь известны множественные случаи демонстрации своих половых органов детьми в детских садах (туалет-то общий!). Если ребенок занимается онанизмом , не стесняясь окружающих, необходимо сказать: Так делать некрасиво, особенно при всех. Так делают только невоспитанные мальчики и девочки. А ты у меня послушный и очень хороший ребенок. Если ребенок скажет, что ему приятно, скажите, что есть много других приятных вещей и моментов на свете. Расскажите ребенку, сводите куда-нибудь, займитесь с ним новым делом и т.д.

Стимулируйте физическую активность. Очень часто ребенок занимается онанизмом при наличии неистраченной энергии. В наших силах измотать его в течение дня по полной программе.

Не заставляйте ребенка есть, не пичкайте через силу. У ребенка возникнет отвращение к еде. Рот является одной из зон удовольствия, где расположено много рецепторов. Раздражение этих рецепторов приводит к раздражению и приливу крови к органам малого таза. И вызывает у ребенка возбуждение.

Ограничьте сладкое, которое вызывает диатез и опрелости и, как следствие, желание чесать интимные места.

Если все же ребенок не прекращает мастурбировать до 8 – 10-летнего возраста, обязательно проконсультируйтесь у детского психиатра или сексопатолога. Часто в этом возрасте онанизм может быть обусловлен влиянием сексуально озабоченных взрослых или подростков с психическими нарушениями.

Дата публикации: problema_detskogo_onanizma
Мамам и
папам
Нормативно-правовые документыЛицензия на образовательную деятельностьСвидетельство о гос. аккредитацииДоговор об оказании платных образовательных услугЗаявление на поступлениеЗанятия психолога в минигруппахПрограмма занятий психолога в LEMOLANDПрограмма «Секреты Волшебной Песочной страны»Интересные статьиНаказание ребенкаФизические наказания детейДетские страхиДетские фантазии или ложь?Влияние имени на судьбу ребенкаДетская агрессияГиперактивные дети или дети с СДВГРодительские установкиРазделение обязанностей у детейЯ говорю жизни "Да"!Инициация мужчиныПсихологический тест "Мираж в пустыне"Травмы и ресурсы детейНемного про семейное счастьеПуть к мамеДетские истерики4 цели негативного поведенияАссоциативный тест "Виноградная лоза"Тревожность и застенчивость у детей.Ссоры детей. Позиция и помощь родителей.Почему дети воруют?Проблема детского онанизма.