Программа «Секреты Волшебной Песочной страны»

programma__sekreti_volshebnoi_pesochnoi_strani

Цель программы – оптимизация и коррекция отношений в системе «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности. Развитие эмоциональной сферы, осознание нравственных понятий детей посредством песочной терапии.

Программу наших занятий на лето можно скачать тут!

Основные задачи программы:

  • Стабилизация эмоционального состояния детей;
  • Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «ребенок-ребенок»;
  • Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «ребенок-ребенок»;
  • Развитие мелкой и крупной моторики;
  • Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление);
  • Развитие процессов саморегуляции;
  • Развитие способности ребенка прислушиваться к своим ощущениям и учиться передавать их словами, накопление сенсорного опыта ребенка.

Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме.

Благодаря своей неструктурированности, песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Песок является своего рода негласным символом детства, счастья, безмятежности. Вспомните даже свои взрослые ощущения, когда лежите на морском берегу на песчаном пляже и так лениво, неосознанно сгребая в ладони песок, просыпаете его сквозь пальцы! С этими движениями приходит расслабление, умиротворение, безмятежность. Все заботы и напряжение медленно, «сквозь пальцы» с песком покидают ваше тело…и вы испытываете состояние гармонии и счастья! Хотя у взрослых это могут быть и мимолетные мгновения, но согласитесь, испытанные каждым из нас в жизни.

Особенно ребенку свойства песка позволяют справиться со своим внутренним напряжением и, в целом, гармонизировать его эмоциональную сферу. Наблюдая за игрой в песок, Взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Песочная терапия имеет еще параллельное воздействие – это развитие мелкой моторики, координации движения, эмоционального интеллекта, а значит и интеллекта в целом.

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга.

Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого. Оказывается, мы, взрослые, можем помешать гармонично развиваться ребенку, если подходить к нему со взрослыми мерками. Как же сохранить связь между нашими мирами; предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе; направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы чувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.

С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом, они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!, «Я так старалась», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу…!» . Переносят в песочницу модель Вашей семьи, отношений в ней. Ведь они повторяют все за взрослыми. Это – отражение нашего, взрослого, Мира глазами ребенка.

С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Песочная игротерапия - прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит. Рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При это, мы еще раз врачуем и собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка. Песок обладает свойством пропускать воду, в связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Таким образом, преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет ребенку, да и взрослому, воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способность достижения ее, увидеть модели новых отношений – все это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов.

Несколько слов о том, что происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок. Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный «Лист» ландшафт своего внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться ребенком).

Некоторое время он активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему восприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом осуществляется своего рода круговорот. Сначала внутренняя реальность (конфликты, страхи и т.д.) переносится вовне – в песочницу, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка.

Программа «Секреты Волшебной Песочной страны» создана для детей 4-8 лет. Она представляет собой тренинг с использованием игровой песочной терапии.

Программа рассчитана на 10 занятий детей. Длительность каждого занятия составляет 35 - 40 минут. Структура занятий включает в себя:

  • Вводная часть (где используются различные манипуляции с песком, позволяющие почувствовать детям структуру материала, настроиться на игровую ситуацию).
  • Основная часть (которая может сочетать спонтанную изобразительную деятельность на песке с сочинением сказок и историй, с включением персонажей и игрушечных героев. Специалист может предлагать здесь тематическую или сюжетную основу, сюжетно-ролевую игру. В этой части решаются цели и задачи занятия).
  • Заключительная часть (предполагает вербализацию чувственного опыта ребенка, рефлексию и подведение итогов).

Основные принципы игр на песке

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
  2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. Таким образом, смоделированная в песке ситуация, и ее разрешение тем или иным способом, проходит через бессознательное ребенка. Это метод разрешения конфликтов поможет ребенку в будущем в реальной жизни использовать конструктивный подход в решении различных жизненных ситуаций, которые были ранее смоделированы в песке.

Что используется на занятиях

  1. Карточки Цвета Люшера (Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое, эмоциональное состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности).
  2. Деревянный ящик (песочница). Внутренняя поверхность песочницы (дно и борта) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта – небо.
  3. Чистый просеянный песок. Песком заполняется меньшая часть ящика. Песок задает символическую «линию горизонта».
  4. Набор миниатюрных фигурок, не более 8 см в высоту:
  • человеческие персонажи;
  • животные- реальные и фантастические;
  • дома, деревья, машины;
  • постройки: мосты, ограды, ворота, порталы и т.д.
  • естественные предметы: ракушки, шишки, камни и т.д.
  • сказочные персонажи- добрые и злые;
  • символические предметы: ящики с сокровищами, драгоценности.
  • геометрические фигуры, цифры и буквы.

Выбор игрушек ребенком на каждом занятии осуществляется самостоятельно на бессознательном уровне. Он выбирает в данный момент то, что хочет и в зависимости от того, как он себя чувствует. Это один из диагностических моментов.

Добро пожаловать в Волшебную Страну Песка!!

Дата публикации: programma__sekreti_volshebnoi_pesochnoi_strani
Мамам и
папам
Нормативно-правовые документыЛицензия на образовательную деятельностьСвидетельство о гос. аккредитацииДоговор об оказании платных образовательных услугЗаявление на поступлениеЗанятия психолога в минигруппахПрограмма занятий психолога в LEMOLANDПрограмма «Секреты Волшебной Песочной страны»Интересные статьиНаказание ребенкаФизические наказания детейДетские страхиДетские фантазии или ложь?Влияние имени на судьбу ребенкаДетская агрессияГиперактивные дети или дети с СДВГРодительские установкиРазделение обязанностей у детейЯ говорю жизни "Да"!Инициация мужчиныПсихологический тест "Мираж в пустыне"Травмы и ресурсы детейНемного про семейное счастьеПуть к мамеДетские истерики4 цели негативного поведенияАссоциативный тест "Виноградная лоза"Тревожность и застенчивость у детей.Ссоры детей. Позиция и помощь родителей.Почему дети воруют?