ул. Сарьяна, 10
ул. Красноармейская, 232
Социальные сети
Меню
Мамам и
папам

Агрессия детей

Статья про детскую агрессию от психолога частного детского сада LEMOLANDДата публикации: 2019-10-10 21:15

На фото у нас любовь и нежность наших Варюшки и Светослава.

Агрессия детей, причины ее возникновения. Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие как (в порядке усиления интенсивности и глубины) раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть.

Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.

А вот, например, гнев – ситуативная реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же гнев «выкристализовывается», становиться «надситуативным», постоянным переживанием, то это не может считаться нормальным.

На формирование агрессии у ребенка влияют 4 момента:

1) Негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика и равнодушие)
2) Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым, к животным (т.е. поощрение такого поведения)
3) Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование)
4) Индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость и вспыльчивость).

Гнев – реакция ребенка на боль. Ребенок в любом возрасте показывает гнев – он делится с нами болью. Это Защитная реакция организма. За переживанием гнева лежат разные эмоции – обида, страх, боль, стыд. То есть вершина айсберга – гнев, агрессия, а глубинные процессы скрыты – это чувства переживания, эмоции. Ребенок сам не может справиться с этими эмоциями и перенаправить их конструктивное русло. Наша задача разобраться в причинах гнева и помочь ребенку.

Нарастание агрессии, гнева:

1) Раздражение (не гнев и агрессия)
2) Злость (сдвигаются брови, меняется мимика, сжимаются кулаки)
3) Подключается действие
4) Гнев (драка, швыряние вещей, кричит и орет)

Маленькие дети при вспышке агрессии или гнева не всегда переходят к действию.

Наша задача разделять эмоцию и действие:

1) Рассматривать в воспитании тему границ
2) Адекватные способы выражения агрессии и гнева (рвать бумагу, пинать мяч и банку). То есть, отреагировать, не причиняя вреда другим.

Стоит различать балование, гиперактивность и агрессивное поведение ребенка.

1.БАЛОВАНИЕ. Ребенок заигрался. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Волевые процессы слабо развиты – они только формируются к школе. И ребенок, разбаловавшись, сам вряд ли сможет остановить свое возбужденное состояние. Необходимо снизить ритм его состояния:

  • остановить за руку, сжав запястье
  • спросить: Что ты делаешь?
  • Задавать вопросы шепотом (тогда ребенок, прислушиваясь, переключится)
  • либо громко крикнуть, позвав ребенка
  • ВАЖНО: задать границы – еще 5 минут бегаешь или в этом или в другом пространстве. Использовать ресурс ребенка – например, сбегай принеси что-либо и т.д.

    2.ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Органические нарушения запускают возбуждение. Для таких деток – за любым стимулом следует реакция, не всегда управляемая. Здесь у ребенка нет умысла. Его поведение не направлено на то, чтобы вывести из себя взрослых. Для таких деток характерно «полевое поведение»- он может «зацепиться» за любое –что-то сказали другие дети, или бегают другие, или дерутся. Он подключается за компанию.

Необходимо снизить ритм его состояния:

  • остановить за руку, сжав запястье
    -ВАЖНО: легко переключается на другой стимул. Использовать ресурс ребенка – например, собери игрушки, позови кого-либо, вытри доску и т.д.
  1. АГРЕССИЯ.

1)Состояние агрессии проявляется, когда прерывается какая-либо базовая потребность ребенка.
2) в поведении есть умысел в ответ на стимул
3) есть объект, прерывающий базовую потребность
4) есть подготовительный период (см. Нарастание Гнева).

Эмоция +действие=гнев, агрессия

У детей различают типы поведения:

  • Защитная реакция – единичная агрессия;
  • Способ контакта (постоянный).

Во время вспышки гнева или агрессии – если привносится волевой компонент- это не аффект, а намеренное поведение.

ВАЖНО: разговаривать с ребенком, попытаться объяснить ему, какие эмоции скрыты за его гневом. Помочь ребенку адекватно отреагировать плохие эмоции.

В нашем детском саду разработана целая программа, позволяющая ребенку научиться правильно распознавать свои эмоции и уметь их отреагировать.