ул. Сарьяна, 10
ул. Красноармейская, 232
Социальные сети
Меню
Мамам и
папам

Монтессори в детском саду и дома: особенности методики

Методика развития детей по системе Марии Монтессори с каждым днем находит всё большую популярность в мире. Она основана на индивидуальном подходе: ребенок сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Главная особенность этой методики — разработка особенной развивающей среды (Монтессори-среды) в которой малышу будет комфортно проявить свои способности.

Основы методики Монтессори

Сама методика Марии Монтессори разработана на основе принципа уважения к ребенку и осознания того, что каждый ребенок – уникальная личность, и для раскрытия всех заложенных талантов малыша необходим индивидуальный подход с самых первых дней воспитания.

Эта методика развивает самостоятельное изучение ребенком развивающих материалов в специально разработанной и продуманной для этого среде.

Такие занятия в детском саду помогают развить у ребенка внимание, творчество, способность логически мыслить, тренирует память, развивает речь и воображение, а также способствует улучшению моторики.

Основой метода раннего развития детей “Монтессори” является фраза ребенка: «Помоги мне сделать это самому». Именно это способствует формированию всесторонне развитой личности малыша.

Большинство знаменитостей сами обучались по этой методике, либо выбрали ее для своих детей. В частности по ней, обучались основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж, основатель “Википедии” Джимми Вейлс, и актеры Джордж Клуни и Майкл Дуглас. Также для своих детей ее выбрали бывший президент США Билл Клинтон.

Основные принципы методики

1. Индивидуально подобранная программа обучения и максимальная свобода малышей, с поправкой на не причинение вреда сверстникам. Минимум вмешательства воспитателей и родителей в деятельность ребенка (исключение могут составить презентации материала). В то же время, метод Монтессори уделяет особое внимание совместным играм детей и заданиям, помогающим развить коммуникативные навыки, а также освоить бытовые вопросы, что помогает развитию самостоятельности и адаптации малыша в социуме.

2. Благодаря принципам методики, взрослые также развивают определенные качества: получают знания при помощи анализа и синтеза происходящего, в то время как ребенок впитывает жизнь целиком. Дети младшего возраста развивают личность через собственные действия. Они узнают мир конкретно через призму собственных ощущений и эмоций. Ребенок подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым — одно из самых сильных чувств детства. Заинтересованность и чувство настоящего удовлетворения вызывают у ребенка не результат, а помогают развивать процесс самостоятельного выполнения необходимых действий.

3. Основополагающей идеей метода Марии Монтессори является идея спонтанного и опосредованного обучения. Дети должны легко и и интересно обучаться, не замечая самого процесса обучения. Каждый обучающий материал, предлагаемый детям для упражнений, содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая — это цель, которую ставит перед собой сам ребенок. Например, он может хотеть собрать из кубиков башню, в то время как косвенная цель — незаметное развитие зрения, координации движения, обучению концентрации внимания и подготовка к изучению математики.

4. Важна и сама атмосфера. Значение Монтессори-материалов очень важно: с их помощью ребенок узнает мир, развивает пространственное и логическое мышление, мелкую моторику, координацию движений, полезные практические навыки и самостоятельность.

При взаимодействие с обучающей информацией, ребенок учится ставить и достигать свои цели, приобретает практическое умение решения различных задач, действуя путем своих проб и ошибок.

Как использовать методику Монтессори в детском саду и дома?

  1. Организовать зону практической жизни: собрать материалы, которые способствуют приобретению навыка самостоятельности. Например: ребенок учится сам стирать и гладить свои вещи, нарезать овощи, подметать дома, чистить ботинки, завязывать и развязывать шнурки, застегивать и расстегивать различные виды застежек и замков. Причем, делать все это по-настоящему, как это умеют делать родители.

2. В зоне сенсорного развития должны быть представлены материалы, которые помогут детям научиться различать характеристики предметов: их размер, цвет, форму и вес. Также это будет способствовать развитию слуха, зрения, обоняния, внимания, мелкой моторики и памяти.

3. Основная и главная зона — зона математики. В ней собрана информация, которая способствует освоению понятия количества. Помимо этого, занятия в данной зоне, дают малышу возможность развить логическое и пространственное мышление, память, внимание и усидчивость.

4. Языковая зона поможет малышу выучить основы алфавита, слогов, а также научиться письму и чтению.

5. Зона географии способствует знакомству с окружающим миром, главными природными процессами и явлениями, традициями других народов.

6. Музыкальная зона позволяет ребенку знакомится со музыкой, звуками, тренировать чувство ритма а также изучать процесс извлечения звуков из разных музыкальных инструментов.

7. Зона физического развития: дает ребенку возможность использовать излишек своей энергии в конструктивном ключе, развивать физическую устойчивость организма и укреплять иммунитет.