папам
Детские фантазии или ложь?

Жизнь любого малыша наполнена фантазиями и выдумками, которые становятся ее неотъемлемой частью. Они видят мир иначе, другими глазами. Дети рассказывают свои выдумки бескорыстно, руководствуясь лишь полетом фантазии, в то время как ложь — это намеренное искажение информации с целью получения выгоды.
Воображение и фантазия начинают развиваться у ребенка в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте детские фантазии самые живые, самые необычные. Дети придумывают себе воображаемых друзей и целые миры, представляют себя рыцарями и супергероями, принцами и волшебниками. Они будто существуют в двух параллельных реальностях — настоящей и выдуманной. Но при этом здоровый ребенок вполне способен отделить детские фантазии от реальности. Он разделяет, где все «по-настоящему», а где — «как будто», «понарошку».
Все дети испытывают потребность в новых впечатлениях, но не всегда справляются с объемом получаемой информации. Когда впечатлений слишком много – они трансформируются в соответствии с картиной мира ребенка: если малыш чего-то не может понять, он испытывает беспокойство или даже страх, а домысливая самостоятельно все увиденное и услышанное — избавляется от негативных эмоций с помощью воображения. Это такой способ психологической защиты. Прибегая к фантазированию, ребенок делает окружающий мир более понятным и увлекательным.
Не все детские фантазии хороши и полезны для ребенка. Как известно, у любой монеты есть две стороны. Негативная «обратная сторона» детских фантазий — это детские страхи, проявление агрессии. Но с психологической точки зрения, если такие фантазии, агрессивные по форме, но положительные по своей сути (если в сюжете противостоят добро и зло, ребенок может вообразить себя положительным персонажем), полезны ребенку, помогают ему ориентироваться в нравственных ценностях.
Взрослые любят хвалить достоинства других детей в присутствии собственного ребенка — в этом случае родители поступают в корне неверно. Во-первых, ругать надо результат действий, а не самого малыша. Во-вторых, такими сравнениями взрослые занижают самооценку ребенка, и он начинает защищаться с помощью лжи — придумывать несуществующие успехи, чтобы завоевать благосклонность взрослых.
Таким образом, давайте выделим основные причины, по которым ребенок может начать фантазировать сверх нормы.
- Если в семье ребенку слишком много запрещают, он начинает обманывать, чтобы избежать запретов.
- Ребенок придумал какую-либо ситуацию из-за острой потребности, чтобы его заметили, похвалили и оценили. Это сигнал для родителей!!! Ребенку не хватает вашего внимания. Он компенсирует его, выдумывая, например, несуществующие поездки или прогулки, совместные дела с родителями. Его не устраивает реальность. А вы этого не замечаете! Ребенок переселяется в мир фантазий, где он все это может получить и ему ТАМ становится хорошо.
- Ваши завышенные требования к нему, часто не соответствующие его реальным возможностям и желаниям. И именно из любви к вам, не желая вас огорчать, и естественно, пытаясь оградить себя от ваших нравоучений, ребенок начинает придумывать «вежливую» ложь. Он хочет казаться лучше в ваших глазах! И основной движущей силой в данной ситуации является страх! Страх потерять вашу любовь, ваше расположение.
- Страх наказания, унижения.
- Корыстное фантазирование, когда дети знают, что все было совсем не так, как они рассказывают, но представляют событие в выгодном для себя свете.
- Высказывание потаенных желаний.
- Для поднятия авторитета сред сверстников.
- Сами родители часто просят малыша говорить неправду (например, сказать по телефону, что нас нет дома и т.д.)
Если такие вещи повторяются часто, ребенок и во взрослой жизни будет преувеличивать различные события и хвастаться несуществующими успехами.
Вот несколько советов, которые могут стабилизировать ситуацию со слишком бурной фантазией вашего ребенка:
- Не драматизируйте ситуацию. Спокойствие, только спокойствие!
- Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!
- Определите реальный уровень возможностей вашего малыша и исходите из него, не требуя от малыша сверхъестественного, и тем более, никогда не сравнивайте его достижения с достижениями сверстников. Все детки – разные, поэтому уникальные!
- Обсудите с малышом, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи. Благодаря этому малыш сам будет учиться сопоставлять фантазии и реальность.
- Дайте ребенку понять, что даже если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.
- Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть? Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но «мирным» путем.
- В будущем постарайтесь лучше контролировать собственное поведение: не допускайте лжи сами, а также не провоцируйте ложь.
- Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами.
Просто ради интереса посчитайте, сколько раз за день вы сами сказали не правду, ну или намеренно исказили информацию, чтобы представить все в выгодном для вас свете. Результат вас очень удивит, поверьте!
И самое главное! Ребенку нужны Вы и Ваше внимание! Ведь это не требует материальных затрат. Ведь это такая малость для Вас, а для Вашего ребенка – огромное богатство. И принимайте своего малыша таким, такой он есть! А он – самый лучший и замечательный, даже с какими-то своими недостатками. Ведь это Ваш ребенок!