ул. Сарьяна, 10
ул. Красноармейская, 232
Социальные сети
Меню
Мамам и
папам

Почему дети воруют?

В основе воровства нарушение взаимоотношений с родителями и другими значимыми людьми, недостаток внимания к ребёнку или даже неприятии его. А также случаи воровства свидетельствуют о проблемах и даже отклонениях в личностном развитии.

В любом возрасте одна из причин воровства — неудовлетворённая потребность в любви и ласке. Другие причины индивидуальны: страх, ревность, недовольство, психические травмы, внутрличностные конфликты, личностная дисгармония — если ребёнок знает, что воровство осуждается и какие наказания оно влечёт.

Если ребёнок не ориетируется в этических нормах — то воровство основано на безобидном стремлении иметь то, что принадлежит другому. Наиболее частым оказывается смешанный случай: ребёнок ориентируется в морально-этических нормах, не представляя последствия действий, хотя в целом может оценить воровство, как нечто негативное и при этом имеет какие-либо личностные дисгармонии (заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний).

Рекомендации родителям.

  1. Не «разбирать» поступок ребёнка в присутствии большого числа людей, поговорить с ребёнком отдельно от «потерпевшего».
  2. Установить запрет на воровство, объяснить, что это плохо и не разрешается не только взрослым, но и детям. Указать на возможность наказания и социального неодобрения.
  3. Не наказывать ребёнка. Если он любит родителей, то отрицательные оценки ими его поступка уже считаются как наказание. Если же отношения ребёнка построены на неприятии, то тем более наказание приведёт к ухудшению этих взаимоотношений. Его «плохие поступки» — реакция на действия взрослых, либо это поиски внимания и любви. Фразы типа: «Ты плохо поступил», или «Я не ожидал, что такое может случиться» — притупляют чувство вины или, наоборот, развивается сильное чувство вины. Не надо формировать чувство большого греха.
  4. Выяснить характер отношений ребёнка с другими людьми. Узнать от ребёнка или в школе, умеет ли он общаться со сверстниками, принимают ли они его. Ребёнок может украсть, чтобы добиться признания сверстников.
  5. Показать неотвратимость наказания и не читать при этом нравоучений. Не призывать к абстрактному «Как тебе не стыдно».
  6. Не стремиться вызвать у ребёнка открытое чувство вины, не разрушать психологические защиты. Основная задача — чтобы ребёнок понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства не приводят к желаемым результатам. Можно спросить, улучшилось ли положение в школе после «раздачи украденного». Если же результаты воровства в самом деле принесли удовольствие, то здесь необходимо акцентировать внимание не на приятной стороне, а на том, что расплата в финансовом отношении будет соответствовать (или даже превышать) «доходу», а в плане взаимоотношений с другими людьми воровство принесёт большой вред. Необходимо стремиться помочь ребёнку и показать ему это стремление, оценить негативно не личность ребёнка, а поступок. Если реагировать на воровство угрозой, то это может привести к худшим результатам.
  7. Оказать ребёнку эмоциональную поддержку. Обнаружение воровства приводит к тому, что ребёнок чувствует себя не защищенным. Будут эффективны фразы типа: «Я тебя люблю, но мне неприятно то, что ты сделал».
  8. Дать возможность ребёнку принять самостоятельно решение. Необходимо начать с изложения основных посылок: воровство наказывается, необходимо исправлять то, что сделано. А затем предложить поразмышлять, как лучше достичь ту цель, которую он преследовал, или какие ещё существуют возможности. Эффективнее говорить с позиции Взрослый-Взрослый.
  9. Необходимо выяснить причину, которая побудила ребёнка совершить воровство и вместе с ребёнком выработать иные пути достижения цели.
  10. Если это была однократная кража или даже повторная, необходимо дать ребёнку кредит доверия.
  11. Нельзя провоцировать своими вопросами это явление. («Ты сегодня ничего не украл?», «Там в школе случайно ничего не пропало?»)