папам
Почему дети воруют?

В основе воровства нарушение взаимоотношений с родителями и другими значимыми людьми, недостаток внимания к ребёнку или даже неприятии его. А также случаи воровства свидетельствуют о проблемах и даже отклонениях в личностном развитии.
В любом возрасте одна из причин воровства — неудовлетворённая потребность в любви и ласке. Другие причины индивидуальны: страх, ревность, недовольство, психические травмы, внутрличностные конфликты, личностная дисгармония — если ребёнок знает, что воровство осуждается и какие наказания оно влечёт.
Если ребёнок не ориетируется в этических нормах — то воровство основано на безобидном стремлении иметь то, что принадлежит другому. Наиболее частым оказывается смешанный случай: ребёнок ориентируется в морально-этических нормах, не представляя последствия действий, хотя в целом может оценить воровство, как нечто негативное и при этом имеет какие-либо личностные дисгармонии (заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний).
Рекомендации родителям.
- Не «разбирать» поступок ребёнка в присутствии большого числа людей, поговорить с ребёнком отдельно от «потерпевшего».
- Установить запрет на воровство, объяснить, что это плохо и не разрешается не только взрослым, но и детям. Указать на возможность наказания и социального неодобрения.
- Не наказывать ребёнка. Если он любит родителей, то отрицательные оценки ими его поступка уже считаются как наказание. Если же отношения ребёнка построены на неприятии, то тем более наказание приведёт к ухудшению этих взаимоотношений. Его «плохие поступки» — реакция на действия взрослых, либо это поиски внимания и любви. Фразы типа: «Ты плохо поступил», или «Я не ожидал, что такое может случиться» — притупляют чувство вины или, наоборот, развивается сильное чувство вины. Не надо формировать чувство большого греха.
- Выяснить характер отношений ребёнка с другими людьми. Узнать от ребёнка или в школе, умеет ли он общаться со сверстниками, принимают ли они его. Ребёнок может украсть, чтобы добиться признания сверстников.
- Показать неотвратимость наказания и не читать при этом нравоучений. Не призывать к абстрактному «Как тебе не стыдно».
- Не стремиться вызвать у ребёнка открытое чувство вины, не разрушать психологические защиты. Основная задача — чтобы ребёнок понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства не приводят к желаемым результатам. Можно спросить, улучшилось ли положение в школе после «раздачи украденного». Если же результаты воровства в самом деле принесли удовольствие, то здесь необходимо акцентировать внимание не на приятной стороне, а на том, что расплата в финансовом отношении будет соответствовать (или даже превышать) «доходу», а в плане взаимоотношений с другими людьми воровство принесёт большой вред. Необходимо стремиться помочь ребёнку и показать ему это стремление, оценить негативно не личность ребёнка, а поступок. Если реагировать на воровство угрозой, то это может привести к худшим результатам.
- Оказать ребёнку эмоциональную поддержку. Обнаружение воровства приводит к тому, что ребёнок чувствует себя не защищенным. Будут эффективны фразы типа: «Я тебя люблю, но мне неприятно то, что ты сделал».
- Дать возможность ребёнку принять самостоятельно решение. Необходимо начать с изложения основных посылок: воровство наказывается, необходимо исправлять то, что сделано. А затем предложить поразмышлять, как лучше достичь ту цель, которую он преследовал, или какие ещё существуют возможности. Эффективнее говорить с позиции Взрослый-Взрослый.
- Необходимо выяснить причину, которая побудила ребёнка совершить воровство и вместе с ребёнком выработать иные пути достижения цели.
- Если это была однократная кража или даже повторная, необходимо дать ребёнку кредит доверия.
- Нельзя провоцировать своими вопросами это явление. («Ты сегодня ничего не украл?», «Там в школе случайно ничего не пропало?»)