ул. Сарьяна, 10
ул. Красноармейская, 232
Социальные сети
Меню
Мамам и
папам

Тревожность и застенчивость у детей.

Быть застенчивым — значит бояться общения. Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу.

Рекомендации родителям:

  1. Не говорите за ребенка! У него тоже есть язык и он умеет мыслить и разговаривать. И пусть ребенок сам решит – «стесняется он», по–вашему мнению, или просто не хочет общаться в данный момент с Вашей подругой.
  2. Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
  3. Дайте малышу возможность проявить самостоятельность и активность, дайте ему определённую меру свободы действий. Постоянно укрепляйте в ребёнке уверенность в себе и своих силах.
  4. Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с «чужими взрослыми»: попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.
  5. Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.

И помните, возможно, Ваш ребенок Индивидуалист – то есть, у него имеется коммуникативный навык. Просто ему нужно дозированное общение.

Тревожность

Не нужно путать понятия страха и тревожности. Страх – это реакция на конкретно существующую угрозу. Тревожность – неприятное предчувствие без видимой причины.

Есть тревожность временного характера. То есть, ребенок достаточно адаптивный и веселый, вдруг замыкается в себе, избегает каких-либо игр или занятий. Необходимо обратить на это внимание, разобраться в причине изменения настроения и поведения и постараться как можно быстрее вывести ребенка из этого состояния, чтобы тревожность не закрепилась как черта характера.

Характеристики тревожного поведения:

  1. Любое задание вызывает беспокойство.
  2. Выполняя задание, ребенок испытывает напряжение, волнение (краснеет, бледнеет, потеют ладошки, испарина на лбу и висках).
  3. Частые страшные сны.
  4. Неуверенность в себе, своих силах, ожидание неудачи.
  5. Пытается скрыть тревогу (на это уходит много сил).

Факторы, способствующие проявлению тревожности:

  1. Наследственность.
  2. Обстановка в семье (стиль воспитания родителей – диктат, ребенок живет в постоянном напряжении и боится сделать что-то не так, боится быть «плохим» в глазах родителей, не оправдать их ожидания).
  3. Нет согласия между родителями в воспитательном процессе.
  4. Множество перемен, обусловленных социальными факторами (например, переезд и новый коллектив у ребенка).
  5. Эмоциональные расстройства (единичный или повторяющийся неуспех в коллективе -например, во время конструирования, игры или соревнования. Ребенок был высмеян сверстниками за неловкость и т.д.).
  6. Психическое заболевание.

Существует 3 варианта расстройств:

  1. Расстройство изоляции (при разлуке с родителями, например, отвели в детский сад, родитель уехал в командировку и т.д.)
  2. Поведение избегания (головная боль, рвота). Не усваивает контакты с незнакомыми людьми. Это начинается нарушение социальных функций. 1-2 недели – еще норма. Если такое состояние длится дольше – обратиться к врачу.
  3. Чрезмерная тревожность – сильный уровень тревоги, не имеющий реальных оснований. Боязнь будущего.

Рекомендации родителям:

  1. Любить своего ребенка безусловно и быть внимательным к его переживаниям.
  2. Вводить все новое для ребенка осторожно, не настаивая. Максимально подробно рассказывая инструкцию.
  3. Сравнивать результаты деятельности ребенка с его же результатами, а не с результатами и успехами других детей.
  4. В игре — объяснять, что важен процесс игры и общение, а не результат.
  5. Сделать копилку достижений ребенка.
  6. Узнать, что у него не получилось в садике или во дворе и постараться проделать с ним это, помогать до тех пор, пока результат не закрепится как ситуация Успеха. Или если не можете добиться результата – предложить альтернативное занятие, в котором вам малыш уж точно преуспеет. Объяснить, что не все становятся врачами и художниками. Кто — то должен быть юристом или директором.
  7. Ночные кошмары Вашего ребенка – это может быть просто результат перестановки в доме по Фэн-шуй некоторых дорогих для ВАС предметов, которые в темноте стали не очень привлекательно смотреться (фикус за шторой или статуя Зевса на шкафу).
  8. Ограничить просмотр мультиков – ужастиков. И за 2 часа до сна – никаких подвижных игр и мультфильмов.

Самая большая помощь вашему ребенку – не терять с ним эмоциональную связь, быть внимательным к его настроениями и переживаниям. Ведь то, что Вам кажется пустяшным, для малыша в данный момент его жизни может быть очень важным!! Помните это! У Вас уже есть опыт, а Ваш ребенок только начал идти по дороге жизни. Помогите ему, подскажите ему механизмы успеха в деятельности.