ул. Сарьяна, 10
Социальные сети
Меню
Мамам и
папам

Гиперактивные дети или дети с СДВГ

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен:

  1. специалистами (психологом и неврологом);
  2. по достижении ребенком возраста 8 лет;
  3. по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность, дефицит внимания.

Особенности поведения таких детей  свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения. Подобное поведение чревато возникновением серьёзных осложнений личностного характера – трудностей в обучении, в восприятии реалий окружающего мира, в общении со сверстниками и взрослыми, в том числе родителями.

Ведь Учебная деятельность – это первый род занятий, при котором ребёнку необходимо научиться самоконтролю, умению подчиниться требованиям взрослых, соблюдать дисциплину занятий и правила поведения в общественных местах. Всё вышеперечисленное просто-напросто противопоказано гиперактивному ребёнку – ну как он сможет подчиняться требованиям и дисциплине, если он элементарно не может сосредоточиться на одном деле более 5 минут? Гиперактивным детям не хватает простой усидчивости, чтобы выполнять школьные задания, у них начинаются проблемы в школе при том, что в подавляющем большинстве случаев интеллектуальные способности таких детей ничем не уступают аналогичным показателям их не столь шустрых ровесников. На фоне неумения выполнять в срок учебные задания и вести себя в рамках правил на школьных занятиях у таких детей обостряются отношения с взрослыми, с педагогами и родителями, требования которых воспринимаются детьми как нечто невыполнимое.

Черты гиперактивности появляются в основном в младшем школьном возрасте.

Детская гиперактивность не является чем-то исключительным: по данным отечественных медиков примерно пятая часть младших школьников нашей страны (мальчики в два раза чаще, нежели девочки) является гиперактивными. По мере взросления гиперактивность может сойти на нет и «естественным» путём, однако уповать лишь на это не стоит – статистика свидетельствует, что 70% детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причём риск социально опасного поведения среди таких тинейджеров очень высок. Немногим меньше половины из них имеют в своём «послужном списке» факты агрессивного поведения и насилия, задержание органами милиции, попытки покончить с собой. Поэтому родительский диагноз «а, ничего, с возрастом пройдёт» в данном случае абсолютно не применим. Развитие гиперактивного ребёнка нужно контролировать и корректировать.

Чтобы с большой долей точности сделать заключение о том, подвержен ребёнок гиперактивности или нет, специалисты предлагают обратить внимание на ряд признаков. Итак, ребёнок гиперактивен, если в течение 6 мес наблюдения отчетливо проявляются признаки:

  • постоянно проявляет беспокойство;
  • не способен дождаться своей очереди;
  • находится в непрерывном движении;
  • подвержен частым и резким сменам настроения;
  • не способен долго сосредотачиваться даже на интересном для него занятии;
  • прекрасно слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
  • слишком часто теряет вещи;
  • избегает «скучных» заданий, а также тех, для решения которых необходимы умственные усилия;
  • с явным энтузиазмом берется за задание, но почти никогда не заканчивает его;
  • постоянно имеет трудности в организации учебной, игровой или иной деятельности;
  • не может спокойно усидеть на месте;
  • очень говорлив, даже болтлив;
  • хронически имеет незаконченные задания и проекты;
  • зачастую забывает важную информацию;
  • мало спит, даже в младенчестве;
  • имеет устойчивую черту характера не подчиняться правилам, как в учёбе, так и в игре, и в домашних делах;
  • имеет привычку отвечать ещё до того, как ему зададут вопрос;
  • часто вмешивается в чужие разговоры, прерывает и перебивает собеседника;
  • стремится сразу, здесь и сейчас, получить поощрение за какой-либо свой успех.

Как родители могут «смягчить» проявления гиперактивности ребенка своими силами:

  1. оберегать ребенка от переутомления, так как при нём гиперактивность усиливается;
  2. в воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
  3. хвалить ребёнка при каждом его успехе;
  4. поощряйте активные виды спорта – в них ребенок может освободиться от лишней активности;
  5. ограничиваете просмотр телепередач и увлечение компьютерными играми, так как повышенное количество впечатлений перегружает возбудимую детскую психику;
  6. избегать частого повторения слов «нет» и «нельзя»;
  7. говорить сдержанно и спокойно;
  8. следить за соблюдением ребёнком чёткого распорядка дня;
  9. всячески поощрять те виды деятельности, что подразумевают концентрацию внимания;
  10. стараться ограничивать общение ребенка во время игр одним другом или партнёром, при этом избегать беспокойных приятелей и мест скопления большого количества людей;
  11. ежедневно гулять на свежем воздухе.

И главное — не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите!!

Основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.

При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной работы следует опираться на следующие положения:

  1. Позитивно влиять на процесс развития ребенка – значит управлять ведущей деятельностью (в дошкольном возрасте ведущая деятельность — игровая).
  2. Коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий.
  3. Эмоции играют первичную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка, его ориентации в окружающем мире.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях:

Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.

Игры упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.       

Второе направление — работа с семьей, которая включает следующие задачи- – сформировать у родителей  положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного  взаимодействия с ребенком (индивидуальные консультации, беседы и др.)

Конечно, невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни. В условиях детского сада  педагог  должен опираться   на   когнитивное (умственное)  развитие ребенка.

Во-первых, следует изучить психологические особенности детей с СДВГ:

  • строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;
  • изменить режим занятий с включением физкультминуток;
  • предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;
  • направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).

Во-вторых, вести знакомую систему оценивания:

  • чаще хвалить;
  • ввести постоянный режим дня;
  • избегать завышенных или заниженных требований;
  • использовать на занятиях элементы игры и соревнования;
  • давать задания в соответствии с возможностями ребенка;
  • большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;
  • создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;
  • игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
  • строить процесс воспитания на положительных эмоциях;
  • помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

В-третьих, способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии:

  • терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;
  • профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.

В-четвертых, объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения. Что следует помнить?

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых –упражнения, игры, и другие психотерапевтические средства. 

Одним из наиболее эффективных психотерапевтических средств в работе с детьми  с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является игровая терапия. Игровая терапия имеет широкие возможности и при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проводящиеся под руководством взрослого, в эффективности которых неоднократно убеждались в процессе работы с гиперактивными дошкольниками.

Для беспокойного расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться и игровую ситуацию, сосредоточиваться на ней хотя бы на непродолжительное время, и выступает тем самым для ребенка своеобразным аналогом медитации взрослых.. Однако при этом следует помнить, что в случае с гиперподвижными детьми такое погружение может состоятся  только при условии обеспечении в игре достаточно оптимального уровня двигательной активности, когда переход к спокойному ритму осуществляется постепенно и ненавязчиво, проявляется как закономерный  и необходимый элемент игрового сюжета.   Иными словами, для достижения терапевтического эффекта важно выдерживать такую ритмичность, при которой напряженные и энергичные действия сменяются моментами затишья и расслабления.

Работая с гиперподвижными детьми, постоянно следует помнить, что насильственно сдерживаемое стремление ребенка к движению находит свое проявление в бурных истериках и разрушениях. Поэтому задача специалиста – найти возможность позитивного использования двигательной энергии и активности таких детей, что особенно успешно осуществляется в коллективных сюжетных ритмичных играх, сопровождающихся стихотворным текстом и спокойным пением.

Проводя с дошкольниками подобные игры, максимально задействуется их мелкая моторика, в связи с чем обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры. Кроме того обязательны игровые сюжеты, в которых необходимо поддерживать равновесие и выполнять зеркальные симметричные действия, которые по свидетельству некоторых специалистов, оказывают терапевтическое действие на детей с двигательной расторможенностью.

Психокоррекционная работа у нас проводится во время индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребенка.

Эффективным является включение гиперактивных детей  в психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся с использованием психологических игр и упражнений (подвижные игры, психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, песочная терапия, сказкотерапия, релаксационные упражнения), что способствуют улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей. Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания такого ребенка в группе, создание гибкого режима работы.